• Николай
  • 1 мин. чтения
  • Статьи

ЦБ: инвесторы получат средства после обмена активами с иностранцами в равных долях

Средства со счетов типа «С» равномерно распределятся между участниками схемы обмена активами. Для несогласных с этой схемой предлагается ждать разблокировки их активов. ЦБ снова подтвердил, что средств на счетах достаточно для компенсации заблокированных активов в размере не более 100 тысяч рублей

Фото: Максим Чурусов/ТАСС

После обмена активами с иностранцами средства между российскими инвесторами будут распределены равными долями, сообщил Центробанк. Средства со счетов типа «С» будут распределены равномерно между российскими участниками обмена, рассказал журналистам зампред Банка России Филипп Габуния.
По словам Габунии, те, кого не устроят эти условия, будут ждать, когда их активы разблокируют и они смогут их продать. Из инвесторов, которых устроит вариант обмена, сформируется пул, и компенсация будет поделена между ними абсолютно равными долями.
По мнению Габунии, средств на счетах типа «С» достаточно для того, чтобы произвести обмен всем инвесторам, чьи заблокированные активы не превышают 100 тысяч рублей.
Подобная мера довольно справедлива для небольших инвесторов и должна их устроить, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин:

— Она выглядит осуществимой, и она выглядит справедливой в рамках клиентов до 100 тысяч, это самый широкий слой клиентов, который пострадал. Но понятно, что она совершенно несправедлива для всех остальных, тех, у кого больше, и тех, кто пострадал сильнее, чьи финансовые страдания никто не компенсирует. Поэтому справедливость этого вопроса выглядит очень относительно. И все эти решения чрезвычайно напоминают период, когда перед выборами 2012 года были выкуплены акции ВТБ для тех, кто участвовал в народном IPO, это фрагмент предвыборной кампании в моем понимании. И он выглядит реалистичным, осуществимым и делается для широких слоев. Большие инвесторы испытывают большие финансовые страдания, такова наша участь, это честные слова, потому что у меня портфель был больше 100 тысяч заморожен.
— Центробанку для того, чтобы всю эту схему воплотить в жизнь, им хватает законодательной базы или нужно будет что-то дополнительно как-то объявлять, дорабатывать?
— Они все сделают. Судя по датам, все необходимые законы будут исключительно быстро приняты, потому что это выраженно популистское направление перед выборами, и, конечно же, нужные законы будут приняты и все будут решены. Главное, чтобы с той стороны все тоже согласились. Судя по всему, с той стороны участвуют тоже инвесторы, но, правда, недостаточно, там явно другие люди.

Ранее президент России подписал указ «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением иностранных ценных бумаг» в целях обмена замороженных за рубежом активов.

Документ предусматривает возможность приобретения у российских инвесторов заблокированных бумаг на деньги со счетов типа «С». При этом стоимость принадлежащих одному резиденту ценных бумаг, которые могут быть отчуждены в рамках создаваемого механизма, ограничена суммой в 100 тысяч рублей.
Москва таким образом показала намерение решать проблему с взаимной блокировкой, но Запад на такие сделки идти пока не намерен, считает независимый финансовый эксперт и инвестор Максим Ульянов:

Максим Ульянов
независимый финансовый эксперт и инвестор
«В момент появления первых новостей о готовности российских регуляторов способствовать на законодательном уровне обмену активов у меня вызывала вопрос готовность наших западных контрагентов к таким действиям. В данном случае односторонняя готовность и даже создание нормативной базы в Российской Федерации не гарантируют успешность реализации этого механизма, потому что, помимо желаний инвесторов с обеих сторон границы, должно быть разрешение, желание и готовность со стороны регулятора. В целом мне кажется, что уже достаточно давно западные регуляторы, когда только первые обсуждения обмена активами появились в информационном поле, заявили, что они не готовы способствовать обмену активами. В моем понимании эта позиция обусловлена тем, что все равно все видят эти замороженные активы как таких финансовых заложников для дальнейшего, возможно, обсуждения каких-то мирных инициатив. Я не думаю, что многие западные регуляторы сейчас пойдут на то, чтобы все-таки разрешить обмен активами. Когда мы говорим особенно про крупных инвесторов, которые тем более являются фигурантами списков санкционных, по ним точно не будет никакого обмена, потому что в целом это противоречит логике обрубания денежных потоков. По физическим лицам и инвесторам некрупным, которые не входят в санкционные списки, у меня все-таки есть надежда, что будут положительные прецеденты, поэтому, мне кажется, и начали с нашей стороны этот процесс с небольших розничных инвесторов».

Как практически будет выглядеть ситуация по компенсации активов? И есть ли в мировой истории подобные примеры? Мнение экономиста Bloomberg по России Александра Исакова:

— Насколько я понимаю, схема состоит в том, что соответствующее правительство или группы правительств должны будут создать какие-то реестры из замороженных активов и их владельцев на собственных сторонах. То есть Россия введет реестр замороженных активов россиян за рубежом, зарубежные правительства консолидируют требования иностранных нерезидентов по поводу их средств, замороженных в России. После этого предполагается, что на своих сторонах правительства пытаются реализовать замороженные активы и удовлетворить требования собственных резидентов к противоположной стороне по возможности в полной мере, то есть пропорционально замороженным активам. Я предполагаю, что схема с российской стороны представляется таким образом.
— Кто-нибудь когда-нибудь делал такое?
— Нет, мы не видели примеров такого, это крайне нестандартная ситуация. Случаев, когда под санкции такого масштаба попадала страна, которая до этого была, наверное, одним из крупнейших рынков для инвесторов-нерезидентов, просто не было. Да, то есть если мы смотрим случаи Ирана, Северной Кореи и так далее, то там никогда не было такого количества портфельных инвесторов-нерезидентов, поэтому прецедентов, я думаю, тут просто нет. Мне кажется, препятствие для какого-то быстрого разрешения или прогресса по этому направлению состоит в том, что значимость этих средств для российских инвесторов пропорционально ВВП, пропорционально сбережениям, любым другим индикатором значительно выше, чем размеры замороженных активов по отношению к Евросоюзу или к активам нерезидентов-инвесторов. Поэтому и само внимание к этой проблеме довольно высоко на одной стороне и относительно невысоко на другой.

В подтверждение слов о неготовности западных регуляторов рассматривать даже частичный обмен говорит и тот факт, что британский Минфин не одобрил возврат замороженных активов «Сбера» на общую сумму 107 млн долларов.

Предполагалось, что их вернет бывшая дочка «Сбера», британская Sberbank CIB. Ее обязательства хотели погасить за счет денег на российских счетах. Таким образом, «Сбер» окончательно вышел бы из состава кредиторов своей бывшей компании. Но британский регулятор сделку не одобрил, говорится в публичном отчете компании Teneo Financial Advisory, которая сейчас занимается управлением британской «дочкой» «Сбера».

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest