Украинское правительство напомнило, что Украина не намерена продлевать контракт на транспортировку российского газа в Европу после 2024 года. На данный момент это единственный маршрут поставок российского газа в страны Западной и Центральной Европы
После встречи с украинским премьером Денисом Шмыгалем Роберт Фицо в соцсетях заявил, что «Украина открыта для транзита российского газа после 2024 года», а Словакия сможет продолжить транзит газа, что «пойдет на пользу Австрии и Италии», и что работа над деталями соглашения может быть завершена в ближайшее время.
Позже Киев опроверг слова премьера Словакии и заявил, что Украина не намерена продлевать контракт на транспортировку российского газа в Европу после 2024 года. При этом в правительстве упомянули, что могут обсуждать со Словакией вопрос об использовании газотранспортной сети Украины.
Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов
генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности
«Те 40 с небольшим миллионов кубов в сутки, которые идут обычно через Украину, — это заметные объемы для «Газпрома» и для некоторых европейских стран тоже достаточно острый сюжет. Некоторые страны имеют возможность и пользуются ею с точки зрения альтернативных поставок, и все знают про приток СПГ, но есть государства, и Словакия одно из них, которым довольно сложно в силу географии получать какой-то альтернативный газ. Словакия же, на самом деле, традиционно была крупным распределительным центром, «
Вельке-Капушаны»
— достаточно крупная станция, куда приходил газ через Украину, и она могла на транспортировке зарабатывать. Понятно, что это становится элементом торга. Ну, известно, Фицо ведь тоже занимает достаточно жесткую по отношению к Украине позицию, у нас многие с напряжением увидели визит в Ужгород, и те заявления, которые он сделал относительно согласия на помощь Украине, согласия на закупку оружия, которое производит словацкий оборонно-промышленный комплекс. Но мы видим, что это элемент торга, который Фицо ведет везде: и в Брюсселе, и в Киеве, в Ужгороде, по крайней мере, он обозначил свой интерес. То есть он готов разменять согласие на выделение тех же 50 млрд евро помощи Украине, я уверен, что он согласится и вот с этим новым фондом военной поддержки Украины. Венгрия, скажем, пытается вынести сейчас за скобки принятие этого решения, а Фицо готов проголосовать за оба этих решения, но взамен он четко обозначил, что хотел бы сохранить российский транзит. Важно, что в Европе нашелся политик, который публично признал, что им это нужно. Что касается позиции Украины, мы тоже прекрасно понимаем, что сейчас украинская политика выглядит все менее монолитной, и в этом плане совершенно не удивительно, если бы тот же Шмыгаль сказал аккуратно, что мы можем это рассмотреть, а потом из Киева раздался бы жесткий окрик и ответ. Потому что позиция Зеленского понятна: Зеленский играет в очевидную игру — никаких разговоров, никаких компромиссов, разрываем по максимуму отношения. Но то, что еще до сих пор не разорвали, понятно, что здесь есть давление Брюсселя, который тоже понимает, что и так уже сделано слишком много, и сейчас, если и эту нитку перерезать, то заместить просто нечем будет поставки. И Штаты будут давить на Украину, и вот тут уже вопрос тонкости переговоров. Брюссель будет говорить с официальным Киевом, с официальным Киевом будет говорить официальный Вашингтон, они могут заявлять совершенно разные истории. Как мы видим, прошло более десяти месяцев серьезного торга вокруг этой истории, но все-таки есть надежда, что раньше этот транзит не прервется, потому что такая вероятность тоже существует, что труба не доживет до окончания [СВО]. И многое будет зависеть от разговора в треугольнике «
Брюссель — Вашингтон — Киев».
Транзитная ветка через Украину — единственный маршрут поставок российского газа в страны Западной и Центральной Европы. Пятилетний контракт на транзит истекает в конце 2024 года.
Минэнерго Украины и «Нафтогаз» предупреждали, что не будут договариваться с Москвой о его продлении, а нынешний транзит не прерывают из-за потребностей ряда европейских стран.