По данным платформы бронирования грузов Freightos, стоимость доставки одного сорокафутового контейнера из Азии в Северную Европу выросла примерно два раза и достигла 4 тысяч долларов. И цены будут только расти. Главная причина в том, что суда многих компаний перестали ходить через Красное море и Суэцкий канал, начав огибать Африку с юга
Стоимость контейнерных перевозок из Азии в Европу выросла вдвое. Такие данные приводит Reuters со ссылкой на международную платформу бронирования грузов Freightos. Связано это с участившимися атаками йеменских хуситов на суда, проходящие через Красное море.
Стоимость доставки одного сорокафутового контейнера из Азии в Северную Европу выросла примерно два раза и достигла 4 тысяч долларов. И цены будут расти: по данным аналитиков Freightos, некоторые компании с середины января поднимут цены до 6 тысяч долларов.
Главная причина в том, что суда многих компаний перестали ходить через Красное море и Суэцкий канал, а начали огибать Африку с юга, что удлинило каждый рейс от одной до трех недель и привело к дефициту контейнеровозов.
Правда, многие суда все еще ходят через Красное море, но там другая проблема: страховые компании подняли цены, говорит старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло.
Георгий Властопуло
генеральный директор компании «Оптималог»
«Огибать Африку — это, во-первых, лишнее топливо. Во-вторых, это кошты на обеспечение жизнедеятельности экипажа. Это сроки. Это все, безусловно, влияет с учетом сегодняшнего времени, когда ставки контейнеров очень сильно упали в 2022-2023 годах, транспортные компании балансируют на уровне себестоимости, как бы в минус себе еще не приплыть, а огибать Африку — это серьезные расходы. В 2020-2021 годах, когда ставки фрахта были на ту же Америку под 20 тысяч долларов за сорокапудовый контейнер, некритично было обогнуть Африку. А потом цены упали почти в 20 раз по отношению к этим годам, и расходы на топливо уже критично сказываются на себестоимости перевозок. Ну и, естественно, страховка. Страховые компании тут же взвинтили стоимость, надбавки увеличили страховые, и, безусловно, это все пытаются включить в стоимость перевозки, которая будет расти».
Ситуация в Красном море обострилась после эскалации палестино-израильского конфликта. Хуситы из йеменского движения «Ансар Аллах» заявили, что будут наносить удары по территории Израиля, а также по связанным с еврейским государством судам, идущим через воды Красного моря. Атаки будут прекращены только после окончания израильской операции в секторе Газа.
В ответ власти США объявили о формировании международной коалиции, задачей которой является обеспечение свободы навигации и охрана судов в Красном море. Напряжение в регионе продолжает нарастать, Иран 1 января отправил в регион свой эсминец.
При этом решить вопрос силой, к примеру, проведя военную операцию в Йемене, вряд ли получится, считает политолог, востоковед Елена Супонина.
Елена Супонина
политолог, востоковед
«Иран всячески настаивает на том, что хуситы действуют самостоятельно. Они в самом деле нередко сами принимают решения, но другое дело, что очень многие цели у хуситов совпадают с теми, что есть и у Ирана. Объединяет их ненависть к общему врагу — Израилю. Ненавидят они и американцев. Хуситы в немалой степени зависят от материальной поддержки из Ирана. Если бы Иран намекнул хуситам, что они окажутся в одиночестве, они, может быть, и подумали бы более серьезно над тем, продолжать ли такие атаки или нет. Еще никому в истории не удавалось завоевать Йемен или хотя бы его часть. Хуситы контролируют только часть территории, в том числе на побережье Красного моря. Американцы понимают, что, несмотря на ощутимое военное превосходство, залезать в Йемен очень опасно. Саудовская Аравия и Эмираты с 2015 года пытаются навести там порядок, направив сухопутные войска, но так до сих пор не смогли ничего сделать и ищут пути политического урегулирования. Поэтому американцы-то и попытались создать коалицию из около 12 стран».
2 января Центральное командование Вооруженных сил США (Centcom) сообщило, что хуситы выпустили баллистические ракеты по судам в Красном море. По данным организации, это стало 24-й атакой на торговые корабли в регионе с 19 ноября. При этом в середине декабря в Пентагоне заявляли более чем о сотне нападений на суда в Красном море с начала эскалации палестино-израильского конфликта.