Председатель Госдумы поручил рассмотреть и принять законопроект 2020 года, который в то время поддержал и президент РФ, об отмене комиссии при оплате коммуналки. Как вообще получилось, что при таких раскладах этот вопрос не могут решить почти четыре года?
Госдума решила вернуться к подготовленному еще в доковидные времена «Единой Россией» и тогда же публично поддержанному президентом законопроекту об отмене комиссий за оплату коммунальных услуг.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил депутатам рассмотреть в приоритетном порядке и принять во втором и третьем чтении до конца этого года подготовленный еще в феврале 2020-го законопроект об отмене комиссий банков, платежных агентов и «Почты России» при оплате обязательных услуг ЖКХ. Чтобы уже с начала 2024 года запретить взимать такую комиссию с россиян. Банки дружно выступили против отмены комиссии. Их консолидированная позиция выражена в отзыве на законопроект Национального совета по финансовому рынку.
Банкиры нарисовали поистине апокалиптическую картину последствий отмены казалось бы незначительных по сумме комиссий за оплату ЖКХ. Из-за этого, по мнению банковского сообщества, снизится доступность услуг по приему любых платежей для граждан из-за сокращения существующей платежной инфраструктуры, в том числе за счет резкого уменьшения количества банковских платежных агентов, услуги которых практически полностью оплачиваются за счет комиссионных доходов. Вырастет недовольство россиян из-за ухудшения качества платежных услуг и доступности соответствующих сервисов. Придется снижать проценты по вкладам и, наоборот, повышать ставки по кредитам, а также увеличить тарифы по другим финансовым услугам, чтобы покрыть расходы на бесплатное проведение платежей за услуги ЖКХ и поддержание платежной инфраструктуры.
Кроме того, банкиры пишут, что вырастут риски хищения денег клиентов из-за сокращения у банков, особенно региональных, объема средств, инвестировавшихся в развитие систем предотвращения действий мошенников при осуществлении денежных переводов. И, наконец, «вишенка на торте»: банки-эквайеры прекратят прием переводов за услуги ЖКХ с карт других банков, чтобы не платить комиссию банку-эмитенту, так как не смогут компенсировать расходы.
В общем, складывается впечатление, что российская банковская система до сих пор жива, да еще и зарабатывает гигантскую прибыль (в 2023 году она может достичь рекордных 3 трлн рублей) исключительно благодаря магической силе комиссий за оплату коммуналки.
Банкиры также напомнили, что россияне и сейчас могут оплачивать коммунальные услуги без комиссии на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). А в качестве альтернативы отмене комиссий предлагают сделать так, чтобы их платили банкам не граждане, а компании — поставщики коммунальных услуг.
Здесь и содержится «кощеева игла», которую не удается расколоть уже четвертый год, чтобы решить вроде бы достаточно простой вопрос отмены комиссии за коммуналку. С сентября 2020 года правительство прямо запретило ресурсоснабжающим организациям включать комиссии на платежные услуги в тарифы ЖКХ. Раньше поставщики коммунальных услуг заключали договоры с банками, и это позволяло потребителям услуг компаний, имеющих такие соглашения, платить без комиссии.
Для банков комиссии за коммуналку очень выгодны из-за большого объема таких платежей. Компаниям — поставщикам услуг запрет на комиссии тоже выгоден: уменьшаются расходы. При этом долги россиян за коммуналку стабильно растут, уже в первом квартале 2023 года они вплотную подобрались к 900 млрд рублей, а к началу 2024-го, исходя из динамики последних лет, имеют все шансы добраться и до 1 трлн рублей. В России хронически не платят за коммунальные услуги около 8 млн человек, примерно 10% потребителей. При этом именно долги потребителей за ЖКХ компании-поставщики всегда называют одной из главных причин собственных финансовых проблем и отсутствия инвестиций в коммунальную инфраструктуру.
На таком фоне правительство в ноябре впервые утвердило границы индексации тарифов коммунальных услуг для регионов и предельно допустимые отклонения от этих показателей для отдельных муниципальных образований сразу на пять лет, с 2024-го по 2028 год. В результате со второго полугодия 2024 года компании — поставщики коммунальных услуг будут знать свои максимальные тарифы на четыре с половиной года вперед.
Вопрос, как соотносятся друг с другом запрет правительства коммунальщикам включать комиссии в тарифы, индексация тарифов на пять лет вперед и идея депутатов отменить банковские комиссии за оплату коммуналки для граждан, остается открытым.
При этом, если у коммунальщиков теперь есть официальный ограничитель повышения тарифов на ближайшие пять лет, у банков пока никаких ограничений в способах компенсации отмены комиссий за оплату ЖКХ нет: хочешь — повышай ставки по кредитам, хочешь — снижай по вкладам, хочешь — вводи новые комиссии за переводы и другие банковские услуги.
На самом деле очевидно, что от обнуления банковских комиссий за коммунальные платежи не рухнут ни банки, ни коммунальное хозяйство, которое у нас не очень-то процветает и с комиссиями. В данном случае основой экономических расчетов должна стать элементарная логика. По этой логике граждане обязаны платить за коммунальные услуги, которые потребляют. Но явно не обязаны платить за то, что у них великодушно принимают коммунальные платежи. Факт приема таких платежей нельзя считать дополнительной услугой. Это вообще не услуга, а обязанность государства.
Обеспечивать инфраструктуру бесплатного приема платежей граждан и компаний за ЖКХ должно государство. Поэтому вопрос отмены банковских комиссий за коммуналку для граждан необходимо наконец решить политически, а уже потом облечь это решение в экономическую оболочку.