Ранее стало известно, что турецкие банки отказываются проводить трансграничные платежи. От ограничений страдают в том числе и турецкие компании. Действительно ли турецкие власти готовы помочь российскому бизнесу?
Обновлено в 17:20
Министерство торговли Турции решает проблему с отказом ряда турецких банков проводить платежи из России, пишет ТАСС со ссылкой на источник. Сейчас ведомство собирает жалобы, поступающие от компаний, которые не могут провести платежи.
Турецкие власти планируют урегулировать ситуацию в кратчайшие сроки. От ограничений платежей страдают в том числе турецкие компании. Глава Союза турецких подрядчиков Мустафа Гюльтепе заявил, что проблема возникла в начале этого года и должна быть решена к началу февраля.
По данным РИА Новости, турецкие госбанки начали частично осуществлять платежи из России, а частные — нормализуют ситуацию к 25 января.
Банки опасаются вторичных санкций, подчеркивает турецкий журналист Абдуррахман Камбуроглу.
— И до этого были проблемы с оплатой, но в рублях как-то это получалось, банки между собой договаривались. А после введенных санкций банки отказываются оплачивать счета, опираясь на то, что они делают переводы за товары, которые находятся под санкциями. То есть если товар не попадает под санкционные ограничения, то проблем нет, но в основном почему-то все попадают под санкции, и в связи с этим банки отказываются оплачивать счета и принимать счета, то есть и с российской стороны оплачивать, и с турецкой. В связи с этим возникли большие проблемы у экспортеров, Министерство торговли Турции тоже в данное время собирает заявления со стороны экспортеров, чтобы полностью оценить ситуацию и, может, как-то проработать какой-то новый план, через который экспортеры не сталкивались бы с проблемой.
— А турецкий бизнес сильно страдает?
— Естественно, потому что все это тянется, люди не могут получить оплату за поставленные товары, предоплату, то есть система в целом страдает. И это так или иначе сказывается на бизнесе, особенно учитывая тот момент, что в Турции валюта очень сильно колеблется и растет.
Пока никаких изменений в лучшую сторону нет, говорит предприниматель из Москвы Борис, который ввозит промышленное оборудование из Турции.
— Пока никаких улучшений нет, все в подвешенном состоянии. Это банки приняли такое решение, но банки вряд ли могли с их президентом без его ведома это сделать. Люди и из СНГ не могут отправить, и я знаю, что некоторые банки в СНГ, та же Киргизия, уже тоже со скрипом выпускают платежи из России. В Киргизии тоже некоторые банки боятся вторичных санкций от Соединенных Штатов. Мы бы могли как-нибудь попросить отсрочку или еще что-то, но, когда такая ситуация, непонятно, как будут идти платежи, тоже риски большие. Я думаю, в любом случае какие-то компании, которые работают с Турцией уже многие годы, десятки лет, и у которых там большие обороты, я думаю, контрагенты турецкие пойдут навстречу. Но мелкий и средний бизнес Турции все равно понимает риски неплатежа и поэтому тоже пока не торопится.
— Но они тоже страдают, теряют клиентов?
— Конечно, у них же тоже экономическая ситуация, так скажем, не в деньгах они купаются, поэтому что-то отгружать на Российскую Федерацию и не знать, когда заплатят и заплатят ли вообще за поставленные товары, для них тоже большой риск. Поэтому пока все заняли позицию ожидания. Сейчас открываем в одном российском банке счет, пройдет — не пройдет, не знаем, будем пробовать заплатить небольшую сумму, пропустят — не пропустят.
Как пишет ТАСС со ссылкой на представителей деловых кругов Стамбула, проблемы с переводами возникли у компаний, занятых в таких отраслях, как химическая, автомобильная, обувная и перевозки, а турецкие коммерческие банки не ожидают быстрой нормализации ситуации с денежными переводами из России.
Генеральный директор компании «Оптималог» Георгий Властопуло считает, что все действия турецкого правительства будут ограничены заявлениями, но проблему решать никто не будет.
Георгий Властопуло
генеральный директор компании «Оптималог»
«Когда в 2023 году весной, в марте, случился запрет транзита через Турцию, Турция перестала оформлять транзит на Россию, мы слышали аналогичные заявления властей о том, что они сейчас разберутся, что это, что это на самом деле глюк таможенной системы, что такие прецеденты точечные, что они сейчас собирают жалобы, что они обязательно со всем разберутся и будут даны разъяснения, будет исправлена таможенная система и так далее. И, как мы видим по сей день, ничего не исправилось: прямой транзит по Турции в Россию по-прежнему запрещен. Я думаю, что это всего лишь отговорки турецких властей, и я уверен, что эта история носит куда более серьезный характер, чем просто два или три банка отказали в трансграничном платеже, отказали в дальнейшем переводе денег куда-то в западные страны и так далее. Мое мнение, что эта ситуация гораздо серьезнее, эта ситуация исключительно и полностью контролируется и инициирована последним, 12-м пакетом санкций, который призван ужесточить контроль над уже введенными санкциями. Потому что абсолютно аналогичную ситуацию мы сейчас видим в Китае. Например, сегодня я вел диалог с нашим менеджером из банка в Гонконге, и он уже сказал, что нам пришло уведомление, что запрещено конвертировать полученные рубли в доллары США и совершать трансграничный платеж из Китая куда-либо в третью страну. То есть сконвертированные доллары на территории, по крайней мере в этом банке, можно использовать исключительно на территории Китая при оплате китайским контрагентом».
Товарооборот между Россией и Турцией в январе — октябре прошлого года превысил 60 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года он вырос почти на 50%.